Роль внутренней картины болезни в лечении пациента.
Роль внутренней картины болезни в лечении пациента.
Внутренняя картина болезни (ВКБ) - все то, что испытывает и переживает пациент, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для пациента с приходом к врачу.
Есть несколько уровней представления пациента о структуре картины болезни:
1. Чувственный – комплекс болезненных ощущений,
2. Эмоциональный – переживание заболевания и его последствий,
3. Интеллектуальный – знание о болезни и ее реальная оценка,
4. Мотивационный – выработка отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.
Существует несколько вариантов (типов) ВКБ:
- Нормонозогнозия – пациенты правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.
- Гипернозогнозия – переоценка значимости отдельных симптомов и болезни в целом, развиваются ипохондрические расстройства.
- Гипонозогнозия – недостаточная оценка тяжести своего состояния.
- Анозогнозия – отрицание болезни.
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование ВКБ является медицинский фактор. Взаимоотношения врача и пациента, обмен информацией между пациентами, воздействие обстановки и состояния лечебного учреждения — факторы, с которыми приходится сталкиваться любому человеку во время его вынужденного пребывания в медицинском учреждении.
В результате чего недостаточное понимание врачом психического состояния пациента может играть ключевую роль не только в формировании ВКБ, но и в появлении у него ятрогении.
Кроме того не менее значимую роль играют и другие факторы: личностные особенности, характер протекания заболевания, обстоятельства, в которых протекает болезнь, социальное положение.
Понимание особенностей формирования ВКБ может оказать неоценимую услугу при постановке точного диагноза и выборе наиболее эффективных программ лечения и реабилитации пациентов, а также дать возможность сформировать у них понимание о способах выхода из болезни и восстановления социальных связей и статуса личности.