В Правительстве обсужден вопрос модернизации здравоохранения
Министр здравоохранения Вероника Скворцова доложила на заседании Правительства РФ о ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения
Д.Медведев: Сегодня мы, уважаемые коллеги, рассмотрим вопросы, которые непосредственно касаются качества жизни наших граждан. Речь идёт о вопросах здравоохранения, о поддержке семей с детьми.
Первый вопрос – о реализации региональных программ модернизации здравоохранения в период с 2011 по 2013 год. В этих рамках, мы с вами понимаем, у нас весьма масштабные задачи. Надо провести текущий и капитальный ремонт поликлиник, больниц, завершить строительство медицинских учреждений, готовность которых в высокой степени находится (80% и более), оборудовать их современной медицинской техникой и, конечно, внедрять современные стандарты медицинской помощи и информационные технологии. О результатах расскажет Министр здравоохранения и приглашённые на заседание Правительства главы регионов, Бурятии и Псковской области, Вячеслав Владимирович Наговицын и Андрей Анатольевич Турчак.
Коротко остановлюсь на некоторых важнейших проблемах, по которым мною давались поручения некоторое время назад.
Первое. Почти треть средств региональных программ направлена на модернизацию учреждений здравоохранения, которые оказывают медицинскую помощь детям. Именно на эти деньги развивались новые для педиатрии направления, в частности неонатальная хирургия. Медики получили дополнительную возможность оперировать больных детей ещё до их рождения и сразу же после их рождения. Практически во всех субъектах Федерации созданы мобильные реанимационные акушерские бригады. Получило развитие новое направление так называемой паллиативной медицинской помощи, организованы медицинские службы по уходу за детьми, которые находятся в очень тяжёлом состоянии и требуют особой заботы. Раньше это ложилось в основном на родителей. Развивается также направление детской реабилитации, принимаются решения, и мы занимаемся профилактикой заболеваемости. Диспансеризацию прошли 2,3 млн 14-летних подростков (это практически все) и более 1,5 млн получили необходимое лечение по индивидуальным программам.
Второе – это работа по повышению доступности медицинской помощи на селе, тема для нашей страны сверхактуальная, конечно, и прежде всего амбулаторной помощи. Приводились и приводятся в порядок ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), было организовано около 600 межмуниципальных центров кардиологии, онкологии, травматологии, диагностических центров для будущих матерей. Количество оборудования для видеоконсультаций, что также весьма актуально в условиях нашей страны, увеличилось в 4 раза, закуплено 187 мобильных комплексов для диспансеризации населения, и это реально приблизило специализированную медицинскую помощь к людям, которые живут в сельской местности и в отдалённых районах нашей страны. За последние два года на село приехало около 8 тыс. молодых врачей. Это неплохой результат, но, конечно, очень важно, чтобы они на селе закрепились, а не просто отработали какие-то несколько лет и переехали в другую местность. Работу эту нужно продолжить. Я напомню, что меры поддержки теперь, после решений, которые были приняты, распространяются и на врачей, которые переезжают в рабочие посёлки.
Третье. Проводится работа по информатизации регионального здравоохранения. Установка, конечно, компьютерного оборудования – это не самоцель, нужно и научиться его правильно использовать, в первую очередь как основу для дальнейшей модернизации. Уже во многих больницах внедряются электронные медицинские карты, электронная запись на приём к врачу, на исследования, развивается система удалённого мониторинга. Конечно, дел ещё немало. Хотел бы, чтобы и федеральные министры, и руководители регионов обратили на это внимание.
Почти 20 тыс. машин скорой помощи и 2,5 тыс. диспетчерских станций (это более 95%) оснащены системой спутниковой навигационной связи ГЛОНАСС. От этого зависит и их оперативность, а если есть оперативность, это связано и с жизнью людей.
Программы финансировались из нескольких источников – средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, региональных бюджетов. Всего на 1 января 2013 года было перечислено практически 700 млрд рублей. Тем не менее, как мне докладывают, на начало года бóльшая часть регионов выполнила программу не полностью – на 75%, может быть, на 80%. Где-то это по объективным причинам, где-то из-за бюрократической волокиты и просто проблем в управлении, поэтому я хотел бы обратить внимание, что мероприятия, запланированные на 2011–2012 годы, должны быть завершены в первом полугодии текущего года.
Выделенные средства стали стимулом для развития здравоохранения в регионах. Мы должны завершить в 2013 году работу по региональным программам модернизации здравоохранения. Приоритетом остаётся повышение уровня детской медицины, своевременная и высокопрофессиональная помощь мамам и их детям. Уже в ближайшие годы медицинские услуги на самом современном уровне должны стать доступными для всех граждан, независимо от места жительства – это одна из основных задач.
И последнее по этой теме. Все действия в столь чувствительной сфере, как здравоохранение, конечно, должны постоянно мониториться, сверяться с пожеланиями и потребностями наших граждан. Нужно уделять внимание и критическим замечаниям, и предложениям, которые постоянно делаются, и необходим общественный контроль, в том числе с помощью системы «Открытое правительство».
Второй вопрос тоже связан со здравоохранением. Он касается изменений в 57 федеральных законов. Они вносятся, чтобы привести отдельные нормы в соответствие с принятым в 2011 году законом "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации". В частности, уточняются организационно-правовые формы медицинских организаций, конкретизируются права пациентов и условия получения медицинской помощи, включая порядок получения добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство и согласия на отказ от него, особенно если речь идёт о несовершеннолетних. Вводится бесплатное обеспечение лекарствами ВИЧ-инфицированных, тех, кто получает амбулаторное лечение в государственных федеральных и региональных медучреждениях.
Изменения коснутся и профессионального образования медиков. Минздрав по согласованию с Минобрнауки сможет утверждать положение об интернатуре и ординатуре, включая порядок приёма и организацию подготовки специалистов отрасли. Надеюсь, что эти законопроекты положительно скажутся на здоровье большого количества людей.
Также нам нужно рассмотреть изменения, которые вносятся в ряд федеральных законов, касающихся поддержки семей, имеющих детей. Речь идёт о защите граждан от преступлений, связанных с хищением и неправомерными действиями со средствами материнского капитала. Чаще всего это происходит при заключении договоров займа на приобретение жилья. Некоторые фирмы злоупотребляют доверием граждан и используют различные схемы, незаконные схемы, в результате люди лишаются и денег, и возможности улучшить свои жилищные условия. Таких преступлений совершается достаточно много, поэтому есть предложение пересмотреть существующую схему, когда оформление договора займа допускалось с любой организацией. Теперь будет установлен конкретный и понятный людям перечень организаций, работающих с материнским капиталом. Такие услуги смогут предоставлять и кредитные организации, и микрофинансовые, и кредитные кооперативы, и некоторые другие, а также те организации, которые исполняют обязательства, обеспеченные ипотекой.
Второй законопроект касается ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Сейчас матерям, которые уволены в период отпуска по уходу за ребёнком, данное пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка, а уволенным во время отпуска по беременности и родам – фиксированных размеров. Это несправедливо – так посчитал Конституционный суд, он вынес определение устранить такую правовую несправедливость. Законопроект устанавливает одинаковый подход к определению размера пособия: 40% от среднего заработка.
И последнее, что мне хотелось бы сказать. Сегодня Татьянин день, день студентов. Я сердечно поздравляю всех российских студентов с этим праздником, желаю здоровья, оптимизма и, конечно, настойчивости в достижении поставленных целей. Студенческие годы бегут достаточно быстро, поэтому нужно сконцентрироваться, получить и знания, и компетенции, – время это, конечно, очень непростое. И я хотел бы сказать, что Правительство рассчитывает на знания и энергию всех российских студентов. С праздником всех, кто имеет отношение к студенчеству, также родителей студентов и всех остальных тоже! Поздравляю.
Ладно, давайте начнём работать. Теперь по программам модернизации. Слово Министру здравоохранения Веронике Игоревне Скворцовой. Потом – наши коллеги-губернаторы. Прошу.
В.Скворцова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! В 2010 году были приняты важнейшие решения об увеличении страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования на два процентных пункта и об их направлении на финансирование реализации региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Необходимость этих программ была связана не только с необходимостью обновления инфраструктуры здравоохранения, но и с оптимизацией технологического процесса оказания медицинской помощи, созданием условий для реализации с 1 января текущего уже, 2013 года, единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи на всей территории страны. В целом за счёт всех источников на реализацию программ предусмотрено более 704 млрд рублей, из них субсидий Федерального фонда ОМС – 460 мдрд рублей. По итогам двух лет освоение ресурсов с учётом их экономии и с учётом дополнительных средств, поступивших в декабре 2012 года, превысило 98%. Для повышения эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в июне 2012 года Министерством здравоохранения было принято решение о проведении комплексных выездных проверок в субъектах Российской Федерации с участием Федерального фонда ОМС и Росздравнадзора. Всего посещено 65 регионов, проверены выездные медицинские активы в трёх федеральных округах – Северо-Западном, Северо-Кавказском и Центральном федеральном округе. По итогам проверок с субъектами Российской Федерации проводились регулярные совещания в режиме видеоконференций как в Министерстве здравоохранения, так и в Правительстве Российской Федерации под руководством Заместителя Председателя Правительства Ольги Юрьевной Голодец.
Ключевым направлением региональных программ модернизации стала оптимизация логистики медицинской помощи на основе выстраивания эффективной трёхуровневой системы здравоохранения с обеспечением всего цикла медицинской помощи от профилактики и ранней диагностики до интенсивного лечения и полной медико-социальной реабилитации.
Особое внимание было уделено повышению доступности и качества медицинской помощи в сельской местности и удалённых районах страны. Для укрепления первичной медицинской помощи было предусмотрено обновление и повышение эффективности работы врачебных амбулаторий, офисов врачебной общей практики, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в общем количестве 48 471 объект. Из них уже работают 48 240 объектов, более 99,5%. При этом в структуре первичной помощи существенно увеличился процент врачебной помощи. Модернизировано 4534 врачебных амбулатории, что на 8% превышает запланированную величину. Для выездной работы внедрено 187 единиц передвижных мобильных комплексов. Это и передвижные фельдшерско-акушерские пункты, и амбулатории, это центры здоровья, маммографы, флюорографы и другие мощности.
В целях улучшения качества специализированной, в том числе экстренной медицинской помощи создана сеть межмуниципальных центров с довозом из каждой точки региона в течение 30–40 минут – максимум часа для регионов с низкой плотностью населения. Их количество за два года увеличено в два раза – с 571 до 1169 центров.
Существенно повлияло на привлечение молодых врачей в сельскую местность решение о выплате подъёмных в размере 1 млн рублей. Такие выплаты получили 7758 врачей. Повышение эффективности работы первичного звена системы здравоохранения привело к существенному улучшению всей структуры оказания медицинской помощи. Так, на 3% увеличилось количество посещений амбулаторных учреждений, на 6% – количество пациентов, пролеченных в дневных стационарах. При этом уменьшилось количество вызовов скорой помощи и количество больных, пролеченных в круглосуточных стационарах, на 2,1% и 2,6%, соответственно.
Если к концу 2010 года высокотехнологичная медицинская помощь на субъектовом уровне оказывалась только 34 тыс. россиян (её оказывало 124 медицинских учреждения в 50 регионах), то на конец 2012 года высокотехнологичную медицинскую помощь получили 140 тыс. человек в регионах – увеличение более чем в 4 раза, причём количество учреждений, её оказывающих, увеличилось до 221 в 59 субъектах Российской Федерации. Такой сложный вид высокотехнологичной помощи, как трансплантация органов, стало возможным осуществлять в 18 медицинских организациях регионов. При этом в настоящее время до 40% всех операций по пересадке почки проводится в регионах Российской Федерации.
Особое внимание было уделено повышению доступности и качеству медицинской помощи в системе материнства и детства. Для этой цели всего было выделено 28% всех финансовых ресурсов – около 186 млрд рублей. Решающим фактором в обеспечения снижения младенческой смертности является надлежащая организация реанимации и интенсивной терапии новорождённых. За два года на 26% увеличилось число высокотехнологичных коек реанимации и интенсивной терапии новорождённых – с 3 тыс. до 3,9 тыс. коек. В 14 субъектах обеспеченность такими койками в настоящее время соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения – четыре койки на 1 тыс. родов. Для обеспечения своевременной медицинской помощи при родах в ходе программы модернизации во всех субъектах созданы мобильные реанимационные акушерские бригады. В результате снизился показатель младенческой смертности с 7,5 в 2010 году до 7,3 в 2011 году на 1 тыс. рождённых живыми. В 2012 году в связи с переходом на новые критерии живорождения (регистрация 500-граммовых детей, начиная с 22-й недели беременности) экспертами прогнозировался значительный рост младенческой смертности: отечественными экспертами – на 30–35%, а экспертами международными, Всемирной организации здравоохранения, прогнозировалось увеличение младенческой смертности до 100%. Вместе с тем благодаря принятым комплексным мерам рост младенческой смертности по результатам одиннадцати месяцев 2012 года составил 18,9% – до 8,8 на 1 тыс. родившихся живыми. Более того, в регионах с наличием перинатальных центров и сформированной трёхуровневой системой продолжалось снижение младенческой смертности и достигло 6,5.
С учётом необходимости взятия под контроль здоровья подростков в период взросления и созревания, что определяет репродуктивный потенциал нации, реализовывалась сплошная диспансеризация 14-летних. Проведена диспансеризация более 2,3 млн подростков (99% общего количества). По результатам диспансеризации, к сожалению, впервые выявленные заболевания наблюдались у 55% осмотренных – это 1,3 млн. На сегодняшний день лечение получило более 1,5 млн подростков с учётом ранее выявленных заболеваний.
На момент начала реализации программ 47% медицинских учреждений, участвующих в системе обязательного медицинского страхования (это 4354 учреждения) нуждались в капитальном ремонте. В программы модернизации было включено 4 тыс. – 92% от всего пула нуждающихся учреждений. Оснащение новым медицинским оборудованием было предусмотрено в 5060 медицинских организаций – более 60% от всего числа работающих в ОМС. Благодаря экономии средств при проведении конкурсных процедур было увеличено число учреждений, подлежащих ремонту, на 105, а количество приобретаемого оборудования – на 37,5%, практически на 97 тыс. единиц.
Хотелось бы отметить, что из более чем 288,3 тыс. единиц закупленного оборудования лишь 16% было отечественного производства – на сумму 18 млрд рублей. С учётом стандартизации подходов к оснащению медицинских учреждений, закреплённых в порядках оказания медицинской помощи, и с учётом создания понятного и устойчивого спроса на медицинское оборудование в настоящее время начата масштабная работа с Министерством промышленности и торговли по разработке дополнительных мер для дальнейшего увеличения доли российских производителей на рынке медицинского оборудования. В целом к 2013 году фондооснащённость государственных и муниципальных учреждений здравоохранения увеличилась на 60% – с 7,7 тыс. рублей в 2011 году до 12,9 тыс. рублей на 1 кв. м площади здания и сооружения.
В соответствии с концепцией создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения осуществлена разработка девяти базовых сервисов. И к концу 2012 года во всех субъектах Российской Федерации обеспечена возможность их использования, которая привела к возможности локального управления медицинской деятельностью и ведения статистического учёта. К началу 2013 года уровень оснащения медицинских организаций компьютерной техникой был увеличен в 1,65 раза. Поставлено всего практически 280 тыс. единиц компьютерной техники. Если до запуска программ модернизации компьютерные программы использовались фрагментарно и в отдельных кабинетах, в настоящее время каждое учреждение создаёт локальную вычислительную сеть и фактически формирует единое информационное пространство. Число портов локальных вычислительных сетей увеличилось почти в 3 раза – с 300 тыс. до 930 тыс., более чем в 3 раза. И более чем в 4 раза увеличилось количество оборудования, которое позволяет организовывать телемедицинские консультации и видеоконференции. С 1 декабря 2012 года введена в промышленную эксплуатацию услуга – запись на приём к врачу в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг. В настоящее время она уже внедрена в 3920 учреждениях здравоохранения.
Безусловно, важной задачей для отрасли являлось оснащение санитарного транспорта скорой медицинской помощи системой ГЛОНАСС, позволяющей, во-первых, уменьшить время довоза пациента до медицинской организации и следить за траекторией движения медицинского транспорта и, с другой стороны, осуществлять дистанционное консультирование, в том числе с передачей изображений, с передачей сигналов ЭКГ, в настоящее время оснащены 19 302 автомобиля скорой помощи и 2552 станции скорой медицинской помощи.
Модернизация учреждений здравоохранения позволила пилотно внедрить 98 стандартов медицинской помощи при тех заболеваниях, которые определяют основные причины смертности и заболеваемости. В среднем в каждом регионе пилотно было внедрено более 20 стандартов. Лечение по стандартам уже получило более 12,3 млн пациентов более чем в 80% больничных учреждений, работающих в ОМС. Это позволило нам повысить заработную плату врачей, работающих в этих учреждениях, с 32 тыс. до 37,7 тыс. рублей – на 17,5%, для среднего медицинского персонала – с 18,6 тыс. до 21,6 тыс. рублей, на 16,1%. Комплекс мер, специально проведённых по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, включая специализированную помощь в первичном звене, позволил также повысить зарплату врачам первичного звена – с 28,5 тыс. до 33,1 тыс. рублей, на 16,1%, для среднего медицинского персонала – с 17,4 тыс. до 20 тыс. рублей, на 14,9%.
Хотелось бы отметить, что не все субъекты равно эффективно реализовывали программы модернизации, несмотря на то что самостоятельно их составляли и защищали. На слайде №11 представлены субъекты наиболее успешные и субъекты, отстающие от сроков реализации программ. Безусловно, главной целью региональных программ модернизации здравоохранения являлось улучшение показателей деятельности в целом системы здравоохранения и прежде всего снижение смертности по основным группам заболеваний. За 2011 год и 11 месяцев 2012 года в сравнении с 2010 годом достигнуто снижение смертности от всех болезней системы кровообращения на 9,5%, в том числе от сосудистых заболеваний мозга – на 13,9%, туберкулёза – на 19,6%, новообразований – на 1,7%. В целом общая смертность за два года снизилась на 6,3% – с 14,2 до 13,3 на тысячу населения. Таким образом, дополнительно было спасено более 130 тыс. жизней. На фоне продолжающегося повышения рождаемости (почти на 135 тыс. человек) естественная убыль населения сменилась приростом на 4600 человек за прошедший 2012 год.
Важно отметить, что улучшение качества медицинской помощи отмечают и пациенты. Во всех субъектах в течение двух лет проводились социальные опросы застрахованных в системе обязательного медицинского страхования силами страховых компаний. Процент удовлетворённости наших граждан оказанной медицинской помощью увеличился с 53 до 72% в декабре 2012 года. Таким образом, программы модернизации стали серьёзной основой для создающихся в настоящее время региональных программ развития здравоохранения до 2020 года и дальнейшего улучшения организации здравоохранения в субъектах.
При рассмотрении вопросов модернизации было принято решение о направлении 50 млрд рублей из резервных средств ОМС на модернизацию здравоохранения в 2013 году. В связи с этим основными задачами, как уже отметил Дмитрий Анатольевич, для нас будут завершение в первом полугодии мероприятий, запланированных программами модернизации в 2011–2012 году, реализация программ модернизации в 2013 году на основе разрабатываемой в настоящее время дорожной карты по повышению эффективности здравоохранения и региональных программ развития здравоохранения до 2020 года, а также перечня мероприятий, где особый акцент поставлен на совершенствовании медицинской помощи детям и при родовспоможении. Также в срок мы внесём 83 комплекса мер по совершенствованию кадровой политики.